Форма входа

Поиск

Календарь

«  Май 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Архив записей

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Воскресенье, 19.05.2024, 01:23
Приветствую Вас Гость | RSS
Исторические данные
Главная | Регистрация | Вход
Главная » 2014 » Май » 30 » альтмарк
23:49
альтмарк

Отвечая ему, я сказал, что это вопрос политический, который лежит вне сферы моей компетенции, но пообещал доложить Гитлеру.

   На следующий день я, как и обещал, доложил о нашем разговоре Гитлеру и предложил ему принять Квислинга лично, чтобы самому сформировать мнение о норвежской проблеме. Я также добавил, что политические деятели подобные Квислингу могут иметь свои собственные политические интересы, поэтому с ними надо быть настороже. Повторил я и свое предупреждение о том, что попытка Германии оккупировать Норвегию сопряжена с большим риском и в дальней перспективе может оказаться невыгодной. Гитлер дважды встречался с Квислингом и Хагелином 16 и 18 декабря, но я не был приглашен ни на одну из этих встреч.

   В то время как оперативный отдел Верховного командования вооруженных сил занимался проработкой «северной проблемы» и набрасывал предварительные планы, мы в военно-морском штабе разделились по вопросу того, намерена ли Англия и в самом деле оккупировать Норвегию в самом ближайшем будущем. Контр-адмирал Фрике, начальник военно-морского штаба, и несколько ведущих его сотрудников считали, что такой шаг Англии приведет к интенсивному протесту России, а также германским контрмерам в регионах Дании и Швеции, поэтому подобный шаг Англии следует считать, мягко говоря, весьма сомнительным. Я подобное мнение не разделял. Мы получали слишком много донесений, свидетельствовавших о возможности осуществления союзниками подобной акции в самом близком будущем. Мы располагали информацией о том, что офицеры Генерального штаба союзных сил были замечены в Норвегии, где они проявили особый интерес к портовым сооружениям, аэродромам, железным дорогам и автомагистралям. Английские офицеры флота, прикомандированные к различным консульствам, также проявляли повышенную активность. Одновременно британская пресса начала массированную пропагандистскую кампанию, словно готовя почву для чего-то.

   Затем 20 января 1940 года Уинстон Черчилль, первый лорд адмиралтейства Великобритании, пригласил нейтральные страны Северной Европы присоединиться к союзникам. Все эти страны такое предложение отклонили. Стало ясно, что условия, исходя из которых производилась проработка «северной проблемы», более не применимы к этой новой и угрожающей ситуации. Поэтому 27 января Гитлер приказал создать внутри Верховного командования вооруженных сил особый штаб исключительно для разработки плана операций на случай возникновения необходимости в оккупации Норвегии. В этот штаб должно было войти по одному из старших офицеров от каждого вида вооруженных сил.

   Нарушения норвежского нейтралитета британцами достигло своего пика 16 февраля, когда британский эскадренный миноносец «Казак» обстрелял германское судно снабжения «Альтмарк» в Йоссинг-фьорде. «Альтмарк», невооруженное грузовое судно, передавал продовольствие и горючее на борт «карманного» линкора «Адмирал граф Шпее» в Южной Атлантике и находился на обратном пути в норвежских территориальных водах, имея на борту около 300 пленных, которых снял с «Графа Шпее». В ходе инцидента семь германских моряков погибли, ни один из норвежских торпедных катеров, находившихся поблизости, не предпринял никаких действий для защиты норвежского нейтралитета. Протест, заявленный командиром норвежского торпедного катера «Кьелль», был решительно отвергнут капитаном 1-го ранга Филиппом Л. Вайаном, командиром «Казака», заявившим, что он имеет строгий приказ британского адмиралтейства снять пленных с «Альтмарка» даже в случае противодействия со стороны норвежского правительства.

   Инцидент этот наглядно продемонстрировал, что Норвегия совершенно беспомощна в деле обеспечения своего нейтралитета, даже если бы норвежское правительство и желало этого, хотя далеко не все члены правительства жаждали такого развития событий. Также становилось ясно, что британское правительство не остановится перед нарушением норвежского нейтралитета, когда на карту поставлено освобождение пленных. Стало понятно и то, что Англия не остановится и перед оккупацией баз на побережье Норвегии, если сможет сделать это без боя, поскольку эти базы значительно повысят ее шансы на победу в войне.

Эрих Редер.  Гросс-адмирал. Воспоминания командующего ВМФ Третьего рейха. 1935-1943

BritForPolWWII_text p. 78

Things were given a jolt with the celebrated ‘Altmark incident’ on the evening of

16 February. The Royal Navy destroyer H.M.S. Cossackforced a German supply ship (the

Altmark), carrying nearly 300 British prisoners, to run aground in Norwegian waters,

boarded her, and released the captives - all under the nose of two Norwegian torpedo boats.

This action had been ordered by Churchill,having wisely sought the concurrence of

Halifax in what was, after all, a serious breach of Norwegian neutrality. Chamberlain later

admitted to his sisters: ‘There is no question that we did commit a technical offence when

24

FO 371/24801 N1990/9/56 Copy of Chamberlain to Daladier ‘Secret and Personal’, 15/2/40.

25

CAB 65/11 WM 45 (40) CA, 18/2/40, WM 46 (40) CA, 19/2/40.

242

we rescued the Altmark prisoners. But on general equity we are on such strong ground that

the world is with us’.

26

As usual, it was the Foreign Office and its representatives which

had to take the flak for this audacious piece of opportunism. Halifax, in a very shrewd

move, sent for Colban on the day after the incident, and protested tohim at the Norwegian

‘dereliction of duty in not  searching the Altmark more carefully’ (the Norwegian

authorities claimed to have examined the ship and found no evidence of any prisoners).

It was rather funny [Halifax recorded in his diary] because he, no doubt, had

the same idea, and as he came into my room held out his hand with an

envelope containing the Norwegian protest, I saying, ‘I shall look forward

to reading this, but meanwhile there are certain things I want to say.’

27

The envelope contained a request from the Norwegian Government that all of the liberated

prisoners be returned - a suggestion which, Halifax made it quite clear, the British

Government would certainly not agree to.

28

The last thing that was wanted at this moment

was a diplomatic incident with the Norwegians, whose agreement to the landing and transit

of troops was a precondition of the Narvik operation being carried out. Fortunately for the

British, the Norwegians seem to have been more concerned with being seen to protest at

the action (as a good neutral should) than with actually pressing the point with the British

Government, and after a few diplomatic salvoes from each side, the matter quietly died

down.

 More significant than the diplomatic fall-out from the Altmarkincident was its

effect on Britain’s attitude towards Norwegian territorial waters. The abuse of these waters

by German shipping was something that Churchill, in particular, had long complained

about. Now, the First Lord seized the opportunity to press for the laying of mines within

this stretch of water, which could then be tied in with the action taken against the Altmark.

26

NC 18/1/1144 Chamberlain to Hilda, 25/2/40.

27

Halifax Papers A7.8.3 (Diary 1940) Entry for 17/2/40.

243

‘Norway,’ he pointed out, ‘by her action over the Altmark, had given us good grounds for

pointing out that we were not prepared to run the risk of similar events in the future . . . By

laying a minefield, we should force traffic out into the open sea, and thus relieve the

Norwegians of their heavy responsibility’.

29

Quite whether the Norwegians would have

appreciated his concern is another matter. The Admiralty were given the green light to

begin preparations for such an operation (which was given the codename ‘Wilfred’), but a

final decision on whether or not to carry itout was deferred. For ten days the matter was

referred and discussed, with opinions being sought from, amongst others, the leaders of the

opposition parties in the House of Commons, and the governments of the British

Dominions (Roosevelt’s views had been soughtseveral weeks earlier by Churchill when

the scheme first began to occupy his attention).

30

Then, at the War Cabinet meeting on 29

February, Chamberlain put his foot down in emphatic style.

He was . . . not at all convinced that the measure proposed would be

opportune at the present moment. It was clear that the action proposed need

not be linked up with the Altmarkincident. German brutality at sea would

no doubt continue, and we should get other opportunities for putting our

scheme into operation. He had reached the conclusion that it would be

advisable to postpone taking the measure.

Churchill was clearly disappointed, but, having been briefed by Chamberlain before the

Cabinet meeting, accepted the decision with good grace.

31

Chamberlain was delighted at

his own show of strength, as was the Chancellor of the Exchequer,Sir John Simon, who

whispered in his ear: ‘Splendid! You are a realPrime Minister!’.

THE FOREIGN POLICY OF THE

CHAMBERLAIN WARTIME

ADMINISTRATION,

SEPTEMBER 1939 - MAY 1940

http://ru.wikipedia.org/wiki/Инцидент_с_«Альтмарком»

Еще до начала войны немцы скрытно вывели в Атлантику рейдеры «Адмирал граф Шпее» и «Дейчланд»{79}. Первый вышел в Южную Атлантику из Вильгельмсхафена 21 августа 1939 г., ранее туда же отправилось судно снабжения «Альтмарк». 24 августа в Северную Атлантику вышел «Дейчланд» с судном снабжения «Вестервальд». К 1 сентября 1939 г. оба корабля прошли вероятную линию английской блокады и до 26 сентября, когда было получено разрешение действовать против судоходства, находились в назначенных им зонах ожидания «до прояснения политической обстановки на Западе».


 

«Адмирал граф Шпее» и «Дейчланд», как крейсер «Эмден» в первую мировую войну, переходили для поиска транспортов из одного района в другой. Однако опасность обнаружения воздушной разведкой уже с первых дней войны вынуждала их уходить от прибрежных путей в открытый океан, т. е. находиться за пределами радиуса действий береговой авиации противника. Кроме того, постоянная смена районов действий гарантировала, по мнению немецкого командования, вероятность встречи лишь с одиночными боевыми кораблями противника, а такие встречи, хоть и нежелательные, были не опасны, так как «карманные линкоры» с их шестью 280-мм орудиями превосходили в мощности любой из крейсеров противника, а в скорости хода — любой из его линкоров довоенной постройки.


 

Известные трудности рейдерам создавали развившиеся средства связи. Чтобы не раскрыть свое место, рейдеры стремились забить радиопередачи с обнаруженных ими транспортов, а также быстрее уничтожить последние. Только отдельным судам перед гибелью удавалось сообщить о встрече с рейдером.


 

За 2,5 месяца крейсерства в Южной Атлантике и Индийском океане, где еще не была введена система конвоев, «Адмирал граф Шпее» уничтожил 9 транспортов общим тоннажем около 50 тыс. брт, а «Дейчланд» до 15 октября захватил одно и уничтожил два судна, так как он действовал в зоне английских конвоев. Система конвоев в несколько раз сократила количество объектов на коммуникациях.

16 февраля 1940 г., когда англичане атаковали в норвежских территориальных водах немецкое судно снабжения [68] «Альтмарк», германскому руководству стало очевидным, что нейтралитет Норвегии может быть в любое время нарушен англичанами, и оно начало форсировать подготовку вторжения в Норвегию. Захватом Норвегии и Дании немцы рассчитывали обеспечить свой правый фланг при наступлении во Франции, значительно улучшить позиции в Северной Атлантике и обеспечить беспрепятственное получение шведской руды, а кроме того, захватить важные морские и сухопутные подступы к северным границам Советского Союза{90}. В то время как англо-французские войска, находясь на транспортных средствах, ожидали приказа на выход, немецкие корабли с войсками находились в пути к тем норвежским портам, которые намечали оккупировать союзники.

Белли, Владимир Александрович, Пензин Константин Васильевич

Боевые действия в Атлантике и на Средиземном море.

1939–1945 гг.

После уничтожения ?Графа Шпее? Адмиралтейство организовало широкие поиски

его судна снабжения танкера ?Альтмарк?, с которого рейдер несколько раз

заправлялся во время плавания, и на котором, по нашим сведениям, находилось

несколько сот пленных моряков британского торгового флота. Но танкер в

действительности отправился домой из Южной Атлантики только в конце января

1940. Под прикрытием очень плохой погоды он незамеченным прошел между

Исландией и Фарерскими островами и благополучно прибыл в Тронхейм 14

февраля. Но мы получили сообщение о его приходе в Норвегию, и адмирал Форбс

сразу приказал легким силам, которые уже находились в море, перехватить танкер.

Рано утром 16 февраля он был замечен в сопровождении 2 маленьких норвежских

эсминцев. Приказ остановиться танкер игнорировал, а норвежские корабли сорвали

попытку взять его на абордаж. В итоге ?Альтмарк? укрылся в узком фиорде Назе на

юго-западном побережье Норвегии. Капитан 1 ранга Ф.Л. Вайэн последовал за ним

на эсминце ?Коссак? и потребовал освобождения пленных. Командир норвежского

эскорта отказался на том основании, что ?Альтмарк? уже досматривался в Бергене.

Он [63] считался невооруженым судном, укрывшимся в нейтральных водах. Капитан

1 ранга Вайэн покинул фиорд и радировал об этом в Адмиралтейство. Первый Лорд

Адмиралтейства Черчилль взял дело под личный контроль. Благодаряего

решительности, Ваэйн смог потребовать от норвежцев отвести ?Альтмарк? в Берген

для повторного досмотра. В случае отказа норвежцев он получил право силой взять

?Альтмарк? на абордаж и освободить пленных. В 22.00 Вайэн на ?Коссаке? снова

вошел в фиорд ипередал эти предложения старшему из норвежских офицеров.

После отказа норвежцев Ваэйн подвел свой эсминец к борту ?Альтмарка?, а

абордажная партия бросилась вперед, как во времена Нельсона. Немцы оказали

слабое сопротивление. Выяснилось, что танкер вооружен, а в трюмах у него

находятся 299 пленных. После этого ?Коссак? взял курс на Розайт под прикрытием

крупных кораблей Флота Метрополии.

Действия англичан можно рассматривать как формальное нарушение норвежского

нейтралитета. Однако явно предвзятый характер досмотра танкера в Бергене и

разрешение немцам использовать свои территориальные воды для таких действий

вполне оправдывали то, что было сделано. Хотя германская пропагандистская

машина начала вопить о нарушении англичанами прав нейтральных стран, для

всего остального мира сделанное было вполне законным. Радостный крик пленных,

когда матросы ?Коссака? освободили их: ?Флот здесь!? прозвучал боевым

призывом для всей нации, уставшей от нерешительности и безволия по отношению

к махинациям диктаторов.

Флаг Святого Георгия. Английский флот во Второй мировой войне


 


 

Просмотров: 464 | Добавил: S@cRed | Теги: Казак, Альтмарк, норвегия, Граф Шпее | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2024