Форма входа

Поиск

Календарь

«  Май 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Архив записей

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Воскресенье, 05.05.2024, 19:07
Приветствую Вас Гость | RSS
Исторические данные
Главная | Регистрация | Вход
Главная » 2014 » Май » 30 » дюнкер
23:55
дюнкер

  Гитлер согласился, но пожелал снова переговорить с командующим сухопутными силами, поскольку ширина фронта вторжения могла стать решающим фактором всей будущей кампании. На этот момент мощь вооруженных сил Англии оценивалась в полтора миллиона человек. Из них 300 000 человек были бывалыми английскими, французскими и канадскими солдатами, эвакуированными из Дюнкерка, и еще 150 000 – эвакуированными через другие континентальные порты Ла-Манша. Эти силы были перевооружены, им предстояло защищать остров.

Эрих Редер.  Гросс-адмирал. Воспоминания командующего ВМФ Третьего рейха. 1935-1943

В начале 1940 г. казалось, что у Англии имелись все данные для того, чтобы выиграть битву в Атлантике, но падение Франции (в июне 1940 г.) изменило положение и создало совершенно новую обстановку.


 

Германский подводный флот, значительно выросший к этому времени, получил возможность базироваться на такие французские порты, как Брест, Сен-Назер, Лориан и Ла-Палис. Создание операционных баз подводных лодок в этих пунктах Нормандии и Бретани позволило почти удвоить количество германских подводных лодок для действий в западной части Атлантического океана. Поскольку все руководство операциями германских подводных лодок было сосредоточено в руках адмирала Деница, поддерживавшего непосредственную связь с Гитлером через адмирала Редера, немцам удалось достигнуть полного единства в руководстве при наступлении, что никогда не могло бы быть достигнуто при обороне. Штаб Деница сначала находился в Бресте, позднее в Лориане. База Сен-Назер была превращена в главную операционную и ремонтную базу германских подводных лодок.


 

Подводные лодки, построенные на германских верфях, первый испытательный период проводили в Балтийском море, а ходовые испытания проходили в Северном море (восточное побережье которого находилось в то время под контролем немцев). Затем они проскальзывали между Фарерскими островами и Исландией и после своего первого боевого похода возвращались на французские базы. В результате изучения английских гидроакустических станций, захваченных немцами на французских кораблях, германское командование разработало новые тактические приемы атаки конвоев подводными лодками из надводного положения, главным образом в темное время суток. Это еще более увеличило эффективность использования немецких подводных лодок{56}.


 

Гитлеровский «новый порядок» в западной Европе ознаменовался потоплением в период между 14 и 17 июня 1940 г. семи судов из состава трех различных конвоев на линии между Галифаксом и Англией. В июле несколько других конвоев понесли тяжелые потери в результате ночных атак подводных лодок, причем последние даже не были обнаружены.


 

В этой новой стратегической обстановке, возникшей в результате захвата Франции Германией, англичане испытывали большие трудности, связанные с нехваткой эскортных кораблей.


 

Значительное количество эскадренных миноносцев было потоплено во время проведения операции по эвакуации Дюнкерка. Другие корабли, могущие осуществлять охранение, находились в капитальном ремонте после серьезных повреждений, полученных [64] во время безуспешных действий в Норвегии. Лето 1940 г. явилось периодом наибольших успехов германских подводных лодок, достигнутых ими за все время войны. Несмотря на то, что потери, нанесенные подводными лодками, в 1940 г. были значительно меньше, чем в 1942 г., средний тоннаж английских судов, потопленных каждой подводной лодкой, был почти в 10 раз больше{57}.


 

Потери судов и недостаточное количество кораблей охранения заставили Англию принять новый маршрут следования конвоев.


 

Английские корабли охранения согласно этому новому маршруту должны были встречать трансатлантические конвои, шедшие из Канады в Англию в районе меридиана 17° западной долготы, откуда конвои сопровождались до меридиана 8° западной долготы; там они разделялись на две части. Одна часть конвоя следовала через проливы Сев. Минча и Пентленд-Ферт к восточному побережью Англии, вторая — через Северный пролив следовала в Глазго и Ливерпуль под прикрытием самолетов, базировавшихся на северную Ирландию и Шотландию. Немцам потребовалось два месяца для выявления измененных маршрутов.


 

В последних числах августа конвой «НХ-65»{58} потерял семь судов в результате атак подводных лодок и бомбардировочной авиации противника на западных подходах, а также у восточного побережья Англии. Это был первый конвой, понесший потери от действий германской авиации.


 

Примерно в это же время вследствие большого скопления в порту Галифакс и в заливе Чедабукто судов, ожидавших включения в конвои, было принято решение в порту Галифакс формировать только быстроходные конвои («НХ»). Торговые суда с малой скоростью хода должны были следовать самостоятельно в Сидней на о. Кап-Бретон, где из них формировались конвои, имевшие условное обозначение «SC». Первый же такой конвой был атакован германской подводной лодкой, в результате чего было потоплено одно судно, а также единственный корабль охранения (английский шлюп «Penzance»).


 

20 — 22 сентября 1940 г. в результате атаки германских подводных лодок по конвою «НХ-72» было потоплено 11 судов и повреждено два судна. Потери продолжали оставаться тяжелыми на протяжении осенних и зимних месяцев, когда из-за штормовой погоды пришлось отказаться от использования английских военных сторожевых судов, которые до этого времени весьма успешно справлялись с задачей эскортирования конвоев. [65]


 

5 ноября 1040 г. конвой «НХ-94», шедший в сопровождении английского вооруженного вспомогательного крейсера «Jervis Bay», был атакован германским «карманным линкором» «Scheer» в точке 52°48' северной широты и 32° 15' западной долготы. Линкор «Scheer» открыл огонь с дистанции 94,5 кабельтова (17000 ярдов). В то время как суда конвоя рассеялись в разные стороны подобно цыплятам, преследуемым ястребом, крейсер «Jervis Bay» вступил в бой со значительно превосходящим его по огневой мощи противником и был потоплен. Благодаря проявленной крейсером смелости из 38 судов конвоя{59} было потоплено только шесть судов: пять судов — линкором «Scheer» и одно судно — авиацией.


 

С 1 на 2 декабря конвой «НХ-90» подвергался пяти атакам на протяжении 24 часов. Потери конвоя составили 10 судов (шесть из них — суда, отставшие от конвоя) и один корабль охранения (вспомогательный крейсер «Forfar»).


 

В результате таких успешных действий в последние месяцы 1940 г. германские подводные лодки начали продвигаться в центральную часть Атлантического океана, используя новую тактику «смертоносных» атак{60}. До этого времени подводные лодки действовали поодиночке. Обнаружив конвой, они погружались на перископную глубину, выбирая для атаки главным образом или часы рассвета или сумерек, когда силуэты судов отчетливо вырисовывались на горизонте. Однако английские корабли охранения, оборудованные различной акустической аппаратурой обнаружения (в том числе аздиком), имели возможность обнаружить такую подводную лодку, определив расстояние и пеленг, и затем атаковать ее глубинными бомбами. Наступательная тактика английских кораблей охранения и активные действия самолетов корпуса береговой авиации в Ла-Манше и Па-де-Кале пришли на смену пассивной тактике противолодочной обороны торгового судоходства.


 

В открытом море основной трудностью для подводных лодок противника являлись поиск и обнаружение конвоя. Для того чтобы снизить эффективность действия новых образцов гидроакустических средств и улучшить возможности разведки конвоев, адмирал Дениц провозгласил новый тактический прием «Die Rudeltaktik», который впоследствии был назван «волчьей стаей». По заявлению Деница, основной принцип этой тактики заключался в том, чтобы «быть возможно более сильными в нужном месте и в необходимое время».


 

Тактика «волчьих стай» являлась тактикой выхода в атаку в надводном положении и была наиболее успешной при атаках [66] конвоев с малой скоростью хода. Германские подводные лодки действовали отдельными группами, состоявшими обычно из 8 — 9 лодок; иногда число лодок в группе доходило до 20 единиц. Движением групп управлял командный пункт Деница из Лориана по радио. Подводная лодка, первая обнаружившая конвой, устанавливала его местонахождение и сообщала координаты и курс конвоя в штаб подводных сил, который, точно зная, в каком пункте располагается каждая лодка, отдавал последним приказы на сосредоточение в определенном районе для атаки конвоя.


 

Подводная лодка, первая установившая контакт с конвоем, продолжала его поддерживать вплоть до наступления темноты, периодически информируя штаб о состоянии конвоя.


 

В момент сосредоточения «стаи» в назначенном районе штаб А назначал одного из старших по званию командиров подводных лодок командовать атакой всей «стаи». Под прикрытием темноты подводные лодки в надводном положении сближались с конвоем и после атаки погружались с целью уклонения от атак противолодочных сил. Когда опасность атаки миновала, лодки всплывали на поверхность и, маневрируя в надводном положении, занимали исходные позиции для новой атаки. Если конвою не удавалось уклониться от «стаи» посредством резкого изменения курса или если кораблям охранения не удавалось рассеять эту «стаю», то конвой преследовался в течение нескольких суток, подвергаясь каждую ночь новым атакам. Эффективность атак лодок повысилась в результате замены в торпедах магнитного взрывателя, который часто не срабатывал, ударным взрывателем. Значительно возросло число подводных лодок нового типа VIIC водоизмещением в 500 т, имеющих на борту 14 торпед и обладающих большим для их водоизмещения радиусом действия, хорошей маневренностью и скоростью хода в надводном положении, превышающей скорость корветов и других кораблей охранения{61}. Деятельность подводных лодок в районе маршрута конвоев между Англией и Гибралтаром обеспечивалась авиационной разведкой, которую вели самолеты с аэродромов Бордо{62}. [67]


 

Вполне понятно, что если бы Англия не смогла найти действенного оружия для борьбы с тактикой «волчьей стаи», она была бы обречена на гибель.


 

Новым средством, сыгравшим большую роль в повышении эффективности противолодочной обороны конвоев был радар (радиолокатор. — Прим. ред.) — прибор, обеспечивающий обнаружение надводных целей в любых условиях видимости. Но несмотря на наличие радиолокаторов, они не получили широкого распространения, ввиду отсутствия в английском флоте достаточного числа эскадренных миноносцев, на которых предполагалось их установить. Недостаток эскадренных миноносцев объяснялся большими потерями, понесенными в период эвакуации Дюнкерка, а также большим числом кораблей, находившихся в ремонте (до 70% состава) в результате их значительной изношенности из-за непрерывного использования для конвоирования в условиях зимних штормов. Положение спасли корветы, которые продолжали осуществлять конвоирование судов.


 

Если первой существенной помощью США в достижении успехов в битве за Атлантику явилось предложение использовать их опыт в области морской авиации, то вторым шагом в этом отношении было предоставление английскому флоту 50 эскадренных миноносцев для борьбы с подводными лодками, применяющими тактику «волчьих стай». Но прежде чем это мероприятие было реализовано, Конгресс принял решение о значительном увеличении численности корабельного состава военно-морского флота США.


 

Мы полагали, что это в значительной степени затруднило управление подводными лодками, действующими методом «волчьих стай». Однако главная жалоба Деница заключалась в том, что ему приходилось использовать подводные лодки для ведения разведки, которая должна была бы выполняться авиацией, вследствие чего бывали случаи, когда из многочисленной «стаи» подводных лодок только три могли быть использованы для атаки.

Битва за Атлантику (сентябрь 1939 г. — май 1943 г.).

http://uk.wikipedia.org/wiki/Операція_«Динамо»

Прорвавшиеся к морю немецкие танковые дивизии стали теснить французские войска, нанося им удары с тыла. Для артиллерийской поддержки войск, оборонявших Булонь, французское командование сосредоточило здесь 10 миноносцев и несколько малых кораблей, которые оказали серьезное противодействие наступающим танкам. Немцы бросили сюда свою авиацию и потопили 3 миноносца. 24 мая Булонь пала, вслед за этим гитлеровцы захватили порт Кале. С вступлением [87] немецких войск в Зеебрюгге и Остенде на сократившемся до 45 км по фронту и 10 км в глубину плацдарме в районе Дюнкерка оказалась почти 400-тысячная англо-французская армия и огромное количество боевой техники. Положение ее казалось безнадежным, но в это время немецкие танковые дивизии были остановлены «стоп-приказом» Гитлера.


 

Однако еще 19 мая, т. е. сразу же после наметившегося прорыва немецких танковых и моторизованных дивизий через Маас, высшие военные круги Англии стали готовить операцию по эвакуации войск из Фландрии, скрывая это намерение от французского командования{113}. Поэтому начавшаяся 26 мая эвакуация (операция «Динамо») сказалась и на без того низком моральном состоянии прижатого к морю гарнизона. В операции, мало чем напоминавшей плановую, участвовало 222 английских военных корабля и 665 различных судов, в том числе рыболовных и спортивных, и около 100 французских боевых кораблей и свыше 200 торговых и вспомогательных судов. Так как в небольшом порту не представлялось возможным погрузить огромное количество солдат и офицеров, англичане осуществляли эвакуацию почти со всего занятого ими побережья, что в условиях мелководья можно было сделать только благодаря наличию большого количества мелкосидящих судов. Иногда солдаты добирались до транспортов вплавь. Небольшое расстояние до портов выгрузки (50–60 миль) позволяло даже тихоходным плавсредствам покрывать путь туда и обратно в течение суток. Для прикрытия эвакуации англичане стянули к району Па-де-Кале всю свою истребительную авиацию. За время операции английские самолеты сделали 3961 вылет, из которых на долю истребителей пришлось 75% самолето-вылетов. Однако господство в воздухе оставалось за более многочисленной немецкой авиацией, которая являлась основной ударной силой на море в срыве эвакуации.


 

Наряду с авиацией немцы для противодействия эвакуации использовали подводные лодки и торпедные катера. Однако из-за мелководья подводные лодки могли быть использованы только на ограниченном участке. Привлечь в район действий большое количество торпедных катеров немцы не успели, а использовать крупные надводные корабли не рискнули. Привлечение англичанами к эвакуации многочисленных малых судов с большой маневренностью, представлявших труднопоражаемую цель, определяло значительные трудности борьбы с ними.


 

Для прикрытия района эвакуации от морских сил противника англичане развернули к северу от него крейсера и эсминцы. 25 и 28 мая они закупорили затоплением груженных цементом барж вход в порт Зеебрюгге, вынудив этим противника [88] использовать для базирования своих сил отдаленные от мест посадки северные порты. Ко 2 июня англичане сняли своя арьергардные части, в результате чего «последние 48 часов — в самый критический момент — французы оказались одни, и одни вынуждены были держать оборону укрепленного лагеря Дюнкерк»{114}. 3 июня немецкие войска прорвали оборону французов, ворвались в Дюнкерк и на следующий день захватили весь район, взяв в плен около 40 тыс. французских солдат и офицеров.


 

Таким образом, в итоге восьмидневной операции англофранцузский флот эвакуировал 215 тыс. английских и 123 тыс. французских солдат и офицеров, но на побережье Фландрии была брошена вся боевая техника, в том числе более 60 тыс. автомашин, 2400 орудий, 700 танков, около 100 тыс. винтовок, автоматов и пулеметов. В ходе эвакуации англо-французский флот потерял 15 эсминцев и миноносцев, 18 тральщиков и охотников за подводными лодками, канонерскую лодку и госпитальное судно. Кроме того, было потоплено около 200 малых судов и катеров. Десятки боевых кораблей получили повреждения. За время эвакуации англичане потеряли 106 самолетов, потери противника составили 132 самолета{115}. В течение некоторого времени после эвакуации Англия не имела на островах боеспособной армии, а транспорты были вынуждены ходить в море со слабым охранением.


 

Политические и стратегические соображения, положенные в основу решения Гитлера, помешали немецким танковым дивизиям ликвидировать изолированную группировку англофранцузских войск в районе Дюнкерка, а открытый морской сектор обеспечил возможность эвакуации их в Англию. Слабые надводные и подводные силы немцев оказались не в состоянии серьезно нарушить коммуникацию окруженной группировки.


 

Господствующая в воздухе немецкая авиация, хотя и наносила серьезный урон эвакуируемым войскам, но из-за большого количества малых судов, привлеченных к эвакуации, ограничения района действий авиации прибрежной зоной (10 миль), полетами только в светлое время суток и в хорошую погоду давала возможность англичанам производить крупные перевозки в темное время и в условиях нелетной погоды. Иначе говоря, одна авиация оказалась неспособной решить задачу срыва эвакуации из Дюнкерка.


 

Большое превосходство в морских силах позволило англичанам надежно прикрыть завесой своих кораблей район посадки войск, предотвратить прорыв в него малочисленных катеров противника, а также обеспечило организацию противовоздушной, [89] противолодочной и противокатерной обороны района посадки и транспортных средств на переходе морем.

Белли, Владимир Александрович, Пензин Константин Васильевич

Боевые действия в Атлантике и на Средиземном море.

1939–1945 гг.


 

Тем временем британская армия постепенно отступала на крошечный пятачок

вокруг Дюнкерка. Стало ясно, что немногие из солдат сумеют увидеть родину, если

мы позволим себе потерять хоть один день. Адмиралтейство и адмирал Рамсей уже

приняли чрезвычайные меры, чтобы собрать суда для эвакуации. Хотя все делалось

в страшной спешке, и формальный приказ на эвакуацию не поступил, к воскресенью

26 мая Королевский Флот был готов. В 18.57 Адмиралтейство отдало лаконичный

приказ: ?Начать операцию ?Динамо?. Так началась исключительно трудная и

опасная операция, которая не имеет аналогов в современной войне. Перспективы

на успех сначала выглядели более чем сомнительными. Немцы обладали таким

превосходством на суше и в воздухе, что, казалось, легко могли сорвать все наши

усилия. Однако адмирал Рамсей и экипажи его кораблей не колебались. Сначала

мы не ожидали, что сумеем вывезти более 45000 солдат в течение 2 дней. Мы не

думали, что противник даст нам более долгий срок.

Капитан 1 ранга У. Г. Теннант уже прибыл в Дюнкерк с маленьким штабом, чтобы

организовать работу на той стороне пролива. Выход кораблей из Дувра начался

еще до получения приказа Адмиралтейства.Рамсей и Теннант поняли, что для

эвакуации большого количества войск нам потребуется гавань Дюнкерка. Но ее

пирсы и причалы уже серьезно пострадали во время бомбардировок. Оставался

лишь длинный восточный мол, если только [96] глубины позволят кораблям

подходить прямо к нему. К счастью, Теннант обнаружил, что крупные корабли могут

причаливать к молу. Использование этого импровизированного причала позволило

спасти большое количество людей. Так как гавань могла в любой момент оказаться

заблокированной или вообще выйти из строя в результате бомбардировок, Теннант

подготовил эвакуацию людей с помощью шлюпок с песчаных пляжей, которые

тянулись на много миль к востоку от Дюнкерка; Часть этих пляжей находилась

внутри оборонительного периметра. Главной трудностью здесь были малые

глубины. Кораблям приходилось становиться на якорь довольно далеко от берега, а

перевозки на шлюпках с пляжа были утомительно долгим занятием. Более того,

даже легкий прибой мог полностью сорвать погрузку.

В течение первых суток эвакуации (с полуночи 26 мая до полуночи 27 мая) было

вывезено в Англию только 7669 человек, и перспективы выглядели туманными, но

мрачными. 28 мая во Францию были доставлены запасы продовольствия, воды,

боеприпасов и медикаментов, так нужные армии, ведущей жестокиебои. Работа

гавани улучшилась, эсминцы и паромы то и дело подходили к восточному молу и

отходили от него, самолеты Истребительного Командования патрулировали в

воздухе. Флот адмирала Рамсея увеличивался с каждым часом. В его распоряжении

оказалась настоящая коллекция тральщиков, дрифтеров, каботажных пароходов,

голландских флейтов и других мелких судов, которые круглые сутки вывозили

солдат с пляжей. До этого дня наш флот не понес больших потерь, но 29 мая

положение изменилось. Мы потеряли 3 эсминца{3}, и еще 7 получили серьезные

повреждения. [97] Были также потоплены 4 парома с войсками. Примерно дюжина

мелких судов стала жертвами мин, бомб и торпед. Тем не менее, в течение этих

суток в Британию прибыли 47310 солдат, из которых 13752 были эвакуированы с

пляжей. Но Адмиралтейство опасалось, что флот скоро окажется вообще без

эсминцев, если потери сохранятся на этом уровне. Поэтому оно приказало отвести

крупные современные корабли. Но Рамсей доказал, что не сможет справиться со

своей задачей, если у него отберут все эсминцы, и ему оставили 15 единиц.

Впрочем, вскоре были возвращены и отозванные корабли. Одновременно делалось

все возможное, чтобы улучшить деятельность береговых служб на другой стороне

пролива. Мы обнаружили, что скорость погрузки зависит практически целиком от

действий береговых партий, которые направляют солдат к местам погрузки и

правильно распределяют прибывшие корабли. Мы также поняли, что требуется

создать временный радиоцентр, чтобы адмирал Рамсей имел прямую связь с

портом и береговыми партиями. Интересно отметить, что эти импровизации мая

1940 стали зародышем Службы участков высадки, которая в будущем стала залогом

успеха всех наших крупных десантных операций.

Тем временем тральщики адмирала Рамсея протралили и обозначили 3 маршрута

между Дувром и Дюнкерком. Но самый короткий (39 миль) проходил вблизи от

французского берега, и корабли подвергались интенсивному артиллерийскому

обстрелу. Поэтому эвакуация велась по более длинному северо-восточному

маршруту (87 миль). Однако это значительно увеличивало время перекода, и 29 мая

Рамсей перевел все корабли на центральный маршрут (55 миль). К счастью, немцы

в течение 3 дней не заметили этих перемен.

Очень многие факторы обусловили успех эвакуации 30 мая, когда мы вывезли

53823 человека, в том числе около 30000 человек с пляжей. Эти цифры

воодушевили Рамсея, и он потребовал ?вести эвакуацию с предельной [98]

энергией?. Он хотел вывезти к 1 июня все войска, кроме маленьких арьергардов.

Однако в последний день мая погода изменилась, и прибой сильно помешал

погрузке на пляжах. Немецкие бомбардировки и артиллерийский обстрел стали

такими сильными, что большие корабли не могли использовать порт. Во второй

половине дня начало казаться, что мы столкнулись с серьезным кризисом. Но потом

прибой утих, огонь противника ослабел, и наши малые корабли сполна

использовали предоставленную возможность. Плохо начавшийся день завершился

прекрасно. Мы доставили домой 68014 человек самое большое число за всю

эвакуацию. Теперь армия еще больше сократила периметр, и восточные пляжи

были оставлены.

1 июня день начался плохо. Немцы провели сильнейшую бомбардировку порта

Дюнкерк и наших кораблей у берега. Как и 29 мая, сильнее всего пострадали

эсминцы и паромы. Погибли 4 эсминца, в том числе один французский, и 1 паром.

Но им на помощь быстро пришли другие корабли, которые спасли большинство

людей. Однако потери все равно были высокими, так как эсминцы принимали на

борт до 1000 человек. Тем не менее, в этот день в Англию были доставлены 64429

человек, почти так же много, как и в предыдущий день. Рамсей планировал

завершить эвакуацию на следующий день, к полуночи 2 июня, так как теперь остатки

британского плацдарма и корабли у берега подвергались сильному артобстрелу. Но

вскоре стало ясно, что этот план невыполним. Мы не могли бросить французских

солдат, удерживающих фронт на плацдарме, с которого эвакуировались наши

войска. С другой стороны, Рамсей хотел избежать таких потерь, как 1 июня. Поэтому

он решил забрать как можно больше людей в течение ночи. Поэтому, как только 1

июнясгустились сумерки, он послал к берегам Франции все имеющиеся у него

корабли. За этот день было эвакуировано 26256 солдат. Завершилась первая

неделя операции ?Динамо?. Вечером [100] 2 июня в Дувре стало известно, что

Британские Экспедиционные Силы полностью вывезены в Англию, если не считать

раненых, эвакуация которых была невозможна, так как немцы безжалостно топили

ярко освещенные госпитальные суда.

Теперь осталось лишь попытаться вывезти тех французских солдат, которых еще

можно было спасти. Первая ночная операция оказалась настолько успешной, что

Рамсей решил повторить ее. Однако к пунктам погрузки прибыло мало французских

солдат, и часть кораблей осталась недогруженной. Хотя 2 3 июня в Англию было

доставлено 26746 человек, если бы французы прибыли вовремя, вывезти можно

было больше. Тем не менее, Рамсей не отказался от своей цели продолжать

эвакуацию, пока сражаются французские арьергарды. Хотя он знал, что его флот

дошел почти до предела человеческой выносливости, он твердо верил, что в случае

необходимости экипажи готовы совершить еще одну попытку. Впрочем, адмирал

решил, что ночью 3 4 июня будет совершен последний рейс. Мы считали, что внутри

периметра еще находится около 30000 человек. Находящиеся в Дувре корабли

могли вывезти их всех, если только солдаты прибудут в пункты погрузки. У нас

осталось только 9 из 45 эсминцев и 5 из 45 транспортов, выделенных

первоначально для операции ?Динамо?. Однако 3 июня в 22.15 все они двинулись в

поход, так же, как два десятка мелких судов. К 3.30 корабли приняли 26175 человек,

в основном с западного и восточного молов гавани. Через несколько часов после

того, как последний корабль покинул Дюнкерк, Адмиралтейство объявило о

завершении операции ?Динамо?. В городе еще оставалось около 3000 солдат.

Мы начали операцию со скромным намерением спасти 45000 человек, но в

конечном счете вывезли из-под носа у врага 338226 человек. Из них 308888

эвакуировали британские корабли, остальных вывезли французские. Большая часть

эвакуированных приходится на [101] долю эсминцев и пассажирских судов, они и

пострадали наиболее тяжело. Королевский Флот потерял 6 эсминцев потопленными

и 19 серьезно поврежденными. 9 паромов было потоплено, еще 8 получили

серьезные повреждения. Британия испытала колоссальное облегчение. После того,

как мы были разгромлены на суше, ?девять дней чуда? спасли нас от унижения

неслыханной капитуляции.

Весь свободный мир следил за происходящим, затаив дыхание. После того, как

гитлеровские армии сокрушили Польшу, Данию, Норвегию, Голландию и Бельгию,

надежда для Англии казалась совсем призрачной. Франция тоже рухнула, говорили

все. Как же может спастись британская армия? К счастью, британский народ и

британское правительство знали ответ на этот вопрос почти инстинктивно. Зато

противник не знал. Успех операции ?Динамо? обусловили многие обстоятельства и

люди. Умелое и решительное руководство адмирала Рамсея. Упорное

сопротивление солдат, защищавших периметр. Отвага пилотов истребителей,

сражавшихся в небе над Дюнкерком. Погода, которая полностью

благоприятствовала нам. Но был один фактор, без которого эта операция вообще

не состоялась бы, не говоря уже об ее успешном завершении. Это морская мощь.

Снова, как уже не раз бывало в прошлом, Королевский Флот и его товарищи из

торгового флота продемонстрировали свои отвагу, решительность и прекрасную

выучку. Именно это лишило врага плодов победы, которую он одержал на суше.

Люди во всем мире постепенно осознали, что британская армия избежала

катастрофы. И это произвело огромное впечатление, особенно в Соединенных

Штатах. Сначала возродилась надежда, а потом и вера, что тирания в конечном

итоге будет повержена. Операция ?Динамо? стала лучом света во мраке. Она

подтолкнула колеблющихся продолжать сопротивление силам зла, невзирая на

цену, пойти на те жертвы, с которыми была связана эта борьба. Америка начала

оказывать помощь [102] изнемогающей в борьбе Британии, так как теперь стало

ясно, что эта помощь не будет выброшенной на ветер. Однако в июне 1940 у

британского народа не было времени для отвлеченного теоретизирования.

Наступивший месяц принес полный крах французской армии, который обернулся

национальной катастрофой. И британскому флоту пришлось напрягать все силы,

чтобы спасти с континента то, что еще можно было спасти.

После окончания 4 июня операции ?Динамо? и до 25 июня британские корабли

провели еще целую серию эвакуации. Эти операции начались в Гавре и постепенно

передвигались дальше на запад в Сен-Мало, острова Джерси и Гернси, Шербур,

Уэссан и Брест, и наконец докатились до портов в Бискайском заливе Сен-Назера и

Ла Паллиса. Эвакуации завершились в Байонне и Сен-Жанде-Люсе возле испанской

границы. Только в одном случае флот не сумел выполнить свои обязанности. 51

дивизия гайлендеров была прижата к морю в районе Сен-Валери возле Дьеппа.

Эвакуация была сорвана туманом и преждевременной капитуляцией французского

командира. Мы отправили свои корабли во множество французских портов, включая

средиземноморские. И отовсюду они вывезли британских и союзных солдат, а также

гражданских беженцев, которые не хотели оказаться под властью германских орд.

Эти операции, получившие общее название ?Эриал?, позволили нам эвакуировать

еще 191870 солдат и от 30 до 40 тысяч гражданских беженцев. Однако флот дорого

заплатил за свои успехи. Но только в Сен-Назере, где противник потопил большой

войсковой транспорт ?Ланкастрия? с 3000 человек на борту, он сумел серьезно нам

помешать. Так как внимание свободного мира было приковано к операции

?Динамо?, операция ?Эриал? осталась в тени. Но в некоторых отношениях она

была более убедительной демонстрацией эффективности морской мощи.

Однако имелась еще одна важная задача, которую мы полностью провалили. Мы не

сумели убедить французский [103] флот проследовать в британские порты, чтобы

продолжать бороться вместе с нами. Хотя большинство современных кораблей

покинуло страну, чтобы избежать захвата противником, они ушли в Северную

Африку. Только 2 старых линкора, 4 эсминца, 7 подводных лодок и несколько

тральщиков оказались в Британии. Это стало не только горьким разочарованием

для Королевского Флота, но также источником больших опасений для британского

правительства, которое 11 мая возглавил Уин-стон Черчилль. Мы просто не могли

пойти на риск захвата немцами главных сил французского флота, находящихся в

Оране и Дакаре. Мы не могли доверять адмиралу Дарлану, который продолжал

руководить французским флотом, но сам остался в оккупированной Франции.

Естественно, что он находился под влиянием немцев. Именно это привело к резким

акциям, которые британское правительство предприняло против своего бывшего

союзника в мрачные дни июня 1940. [104]

Дюнкерк и падение Франции

(D.A. Thomas ?With ensign flying?, London 1958)

?Войны не выигрывают эвакуациями?, сказал Уинстон Черчилль об операции

?Динамо?. Однако эвакуация 338000 солдат из Франции лишила германскую армию

блестящей победы и сохранила ядро армии, которая через несколько лет

высадилась в Нормандии. Однако в 1940 году эвакуация основных сил Британского

Экспедиционного Корпуса без техники и оружия совсем не казалась первым шагом к

D-Дню. Скорость продвижения немцев по Нидерландам и Франции усилила

ощущение катастрофы. 10 мая германские войска пересекли границу Голландии, а

последний британский корабль покинул Дюнкерк ровно через 25 дней. Мене чем за

месяц буквально перестала существовать одна из самых мощных военных держав,

а сухопутные силы ее союзника сократились до 1 дивизии. К счастью, флот этого

союзника не пострадал и прочно удерживал передовую линию обороны.

В начале октября возникло предложение заблокировать порты Бельгии и

Голландии. Королевский Флот разработал соответствующий план, и Норское

Командование должно было получить подкрепления. Когда в 1914 году не удалось

заблокировать Остенде и Зеебрюгге, германские субмарины получили базы для

действий в Атлантике. Адмиралтейство было полно решимости не повторить старую

ошибку. 10 мая 4 эсминца вышли из Дувра в Антверпен и высадили подрывные

партии. К вечеру 16 мая были уничтожены нефтехранилища, шлюзы и доки были

заблокированы, и любое судоходство сделалось невозможным. Единственной

потерей стал переоборудованный по программе ?Уэйр? эсминец ?Валентин?. Он

был потоплен 15 мая, пытаясь прикрыть паромы Шельды от атаки германских

пикировщиков. Кроме того, однотипные ?Винчестер? и ?Вестминстер? были тяжело

повреждены. ?Вестминстер? не смог добраться [105] до английского порта, однако

дополз до Дюнкерка. Только 19 мая удалось послать буксир, который увел его. В-этот день погиб еще 1 эсминец. ?Уитли? действовал под командованием французов

севернее Дюнкерка. Он выбросился на берег после атаки Ju-87. В результате за

короткое время из строя выбыли 4 эсминца программы ?Уэйр?.

Первые, признаки несчастья появились 20 мая. Адмирал Рамсей созвал совещание,

чтобы обсудить возможности флота по эвакуации большого количества войск из

Франции. Немцы продолжали наступать, вбив клин между английской и французской

армиями. Ситуация ухудшалась час от часа. Поэтому перед британским

главнокомандующим лордом Гортом все больше вставала проблема отступления к

побережью. Нужно было найти подходящий порт, желательно такой, чтобы корабли

могли принимать войска прямо с причалов. Кандидатами были 3 французских порта:

Дюнкерк, Кале и Булонь. Было определено, что потребуется вывозить по 10000

человек в день. Для эвакуации подготовили 16 пассажирских судов, начались

работы по сбору мелких судов и яхт. Так как для штаба эвакуации было выбрано

старое помещение динамо-машин, то и операция получила название ?Динамо?.

22 мая эсминцы ?Вимиера? и ?Уитшэд? прикрывали перевозку 20 гвардейской

бригады в Булонь, чтобы обезопасить порт от наступления 2 танковой дивизии

немцев. Когда корабли прибыли в порт, то оказалось, что пирсы забиты

брошенными машинами и техникой, однако героическими усилиями порядок

удалось восстановить. Это позволило эвакуировать большое число раненых,

беженцев и отставших. На следующий день немцы провели мощную атаку, однако

гвардейцы удержали наскоро созданный периметр. Эсминцы ?Кейт?, ?Вими? и

?Уайлд Свон? обстреливали все цели, которые могли пехоту, танки, мотоколонны.

?Уитшэд? вместе с другими эсминцами прикрывал перевозку стрелковой бригады

[106] в Кале. Как только эта задача была выполнена, пришел приказ следовать в

Булонь. На входе в гавань его и ?Кейт? обстреляли немецкие пулеметы. Принимая

на борт носилки с пирсов, эсминцы обстреливали пулеметные гнезда из 4.7" орудий

с дистанции менее 1000 ярдов. Когда они ушли, их место занял ?Вими?, сделавший

несколько выстрелов по форту де ля Креше, который теперь находился в руках

немцев. Англичане с удовлетворением наблюдали сильный взрыв.

К концу дня положение в Булони стало настолько скверным,что был отдан приказ

выслать эсминцы и немедленно начинать эвакуацию. Хотя ?Уитшэд? направлялся в

Дувр с ранеными на борту, на его место прибыли еще 3 эсминца: ?Венеция?,

?Вимиера?, ?Веномес?. ?Уитшэд? позднее прибыл, чтобы помочь ?систер-шипам?

эвакуировать защитников. Ему тоже пришлось обстреливать пулеметы главным

калибром. Он и ?Вимиера? приняли вместе 1000 человек. Когда ?Венеция? выходил

в темноту между волноломами, он попал под огонь тяжелой артиллерии. Возможно,

немцы хотели потопить эсминец на входе в гавань и заблокировать ее. Расчет

орудия ?В? был перебит прямым попаданием, капитан и все люди на мостике

получили ранения, в результате чего эсминец вылетел на мель. К счастью, капитан-лейтенант Джонс принял командование, и корабль сумел убраться. Когда он

двигался задним ходом, ?Уайлд Свон?, стоящий у пирса, заметил германские танки,

входящие в город. Один смелый танкист решил разведать широкую улицу, ведущую

к порту, но был остановлен прямым попаданием. Когда к пирсу подошел ?Веномес?,

он заметил подразделение германских мотоциклистов, мчавшееся по причалам.

Огонь 2-фн пом-пома привел колонну в полное замешательство.

?Виндзору? было приказано покинуть Кале. Он прибыл в 23.30, забрав около 600

человек. Последние 2 неповрежденных эсминца Дуврского Командования

?Вимиера? и ?Уэссекс? получили приказ помочь. [107]

Однако ?Уэссекс? завернул в Кале, поэтому ?Вимиера? прибыл к Булонь один. Порт

был полностью покинут. Подойдя к причалу, эсминец какое-то время простоял в

полной тишине. Нервы у всех были напряжены. Офицеры и матросы пытались звать

соотечественников, но не получали ответа.

Наконец был отдан приказ отходить. И как раз в этот момент хлынул поток

французских и бельгийских солдат и беженцев, которые, похоже, скрывались

неподалеку. С ними был гвардейский офицер, который сообщил командиру

?Вимиеры?, что остались еще около 1000 человек. К 2.45 эсминец принял на борт

1400 пассажиров. Был забит буквально каждый дюйм, исключая орудийные

площадки. Эсминец покидал гавань под сильным артиллерийским обстреломи

воздушными атаками. Он был последним британским кораблем, покинувшим

Булонь. Далее сопротивление оказывали только разрозненные группы французских

солдат, окопавшихся на окраинах города.

В руках англичан остались только Кале и Дюнкерк. Надежда удержать Кале была

весьма шаткой. 23 мая эсминцы обстреливали берег, поддерживая защитников,

несмотря на воздушные атаки. При этом был потоплен ?Уэссекс? и повреждены

?Вимиера? и польский эсминец ?Бужа?. На оставшихся эсминцах кончились

боеприпасы, и ?Волфхаунд? и ?Верити? ушли в Дувр. Адмирал Рамсей и его штаб

надеялись эвакуировать большую часть защитников, однако начальник Имперского

Генерального Штаба послал радиограмму в Кале, сообщив, что эвакуация гарнизона

невозможна. Однако флот продолжал подготовку, не обращая внимания на это.

Ночью 25 мая было отправлено соединение малых кораблей, чтобы ожидать возле

Кале. Хотя несколько кораблей сумели проскочить в порт и забрать раненых,

гарнизон Кале сражался до следующего дня без помощи. Бригада была принесена в

жертву, чтобы обезопасить Дюнкерк и сделать возможной операцию ?Динамо?. [108]

* * *

В воскресенье 26 мая в 18.57 началась операция ?Динамо?. Были собраны 36

пассажирских судов (в основном ла-маншские паромы), 40 голландских ?шюйтов? и

множество барж и каботажников. На этой стадии использование эсминцев не

предусматривалось, они все должны были выполнять функции эскорта и

обстреливать берег. Линия фронта Британского Экспедиционного Корпуса

стремительно сокращалась, однако войска еще не были прижаты к берегу, и фронт

был весьма подвижен. До капитуляции бельгийцев 27 мая не было нужды бросать в

дело все имеющиеся корабли, что Рамсею пришлось сделать в этот день. Были

отправлены все патрульные эсминцы. ?Волфхаунд? обеспечивал связь с

Дюнкерком. Чтобы эсминец мог выполнить эту важнейшую задачу, на него было

отправлено специальное подразделение связистов во главе с капитаном 1 ранга

У.Г. Теннантом.

28 мая были отправлены ?Маккей?, ?Монтроз?, ?Вустер?, ?Сэйбр?, ?Энтони?. Когда

стало ясно, что еще можно использовать разгромленные пирсы Дюнкерка, туда

пошли пассажирские суда. Позднее прибыли эсминцы ?Кодрингтон?, ?Галлант?,

?Гренейд?, ?Ягуар?, ?Джейвлин?, ?Харвестер?, ?Малькольм?, ?Эск?, ?Экспресс?,

?Шикари?, ?Симитер?, и количество эвакуированных резко возросло. ?Кодрингтон?

во время первого похода принял 700 человек, и уже 900 человек во время второго.

Имея высокую скорость и отличную маневренность, эсминцы резко сокращали

?время оборота?, несмотря на то, что мелководье ограничивало их скорость 22

узлами на большей части маршрута. За сутки 24 мая в Англию были вывезены

17804 человека. Рамсей и его штаб начали смотреть на вещи более оптимистично.

Появилась надежда все-таки вывезти главные силы Экспедиционного Корпуса.

Однако цена была высокой. Были повреждены ?Виндзор? и?Уолси?. Следующий

день стал самым худшим с [109] точки зрения эсминцев, так как погибли 2 корабля.

?Уэйкфул? совершил несколько походов, и рано утром он направлялся в Дувр

вместе с ?Графтоном? через проход Зюйдкот. Эсминец шел зигзагом со скоростью

20 узлов. Но незадолго до 1.00 были замечены следы 2 торпед, и почти сразу одна

попала в середину корпуса эсминца. Старый ?Уэйкфул? разломился надвое и

затонул в течение 15 секунд. Спаслось всего несколько человек команды, а у

большинства солдат просто не осталось никакого шанса. Подошли дрифтер

?Наутилус? и маячное судно ?Комфорт?. Они помогали ?Графтону? и тральщику

?Лидд? искать спасшихся. Однако не успел командир ?Уэйкфула? капитан 2 ранга

Фишер предупредить ?Граф-тон? об опасности, как тот получил попадания2

торпедами. Вражеским кораблем, который был повинен в происшедшем, скорее

всего был торпедный катер S-30, хотя в то время подозревали подводную лодку.

Последствия были печальными. ?Комфорт? скрылся из вида, а когда он снова

появился, тонущий ?Графтон? и?Лидд? приняли его за вражеский торпедный катер.

Шквалом огня с короткой дистанции была перебита большая часть команды и

солдат, в том числе почти все спасенные с ?Уэйкфула?. После этого ?Лидд?

протаранил его на полной скорости.

?Графтон? получил 2 торпеды. Та, что взорвалась под кают-компанией, убила 35

армейских офицеров, которые там спали. Торпедный катер обстрелял из пулемета

мостик, убил капитана эсминца и скрылся в темноте. Большая часть спасшихся

была снята, но все-таки на этих 2 кораблях погибло более 1000 человек, что само по

себе трагедия. Мелкие воды Дюнкерка были идеальным местом для торпедных

катеров, и просто поразительно, что подобные трагедии не повторялись в каждый из

9 дней Дюнкерка.

У ?Монтроза? был оторван нос, и он беспомощно стоял под лучами германских

прожекторов с мыса Гри-Не, пока буксиры не увели его. ?Интрепид? и ?Саладин?

[110] были повреждены, многие корабли на переходе попали под мощные атаки с

воздуха. ?Гренейд? загорелся, пока стоял на рейде. Эсминец сдрейфовал в

открытое море, напоминая всем о своем имени (Grenade граната), пока рвались

боеприпасы. Кроме опасности бомб и мин, кораблям приходилось проскакивать

сквозь клещи германских орудий севернее и южнее Дюнкерка, так как фарватер

какое-то время шел вдоль берега.

В четверг 30 мая эсминцы поставили новый рекорд, принимая больше людей, чем

когда-либо ранее. ?Сэйбр? вывез в Дувр 1700 человек за 2 рейса, ?Уолси? 1677

человек за 3 перехода, ?Вими?, ?Вэнкуишер?, ?Вивейшиэс?, ?Уайтхолл? и

?Экспресс? каждый вывезли более 1000 человек. Кроме этой феноменальной

работы, на эсминцы упала большая часть патрулирования. Приходилось держать

заслон, чтобы отразить угрозу торпедных катеров и не допустить повторения

трагедии ?Уэйкфула? и ?Графтона?. Приходилось караулить оба фланга

дюнкеркского периметра, эсминцы вели непрерывную контрбатарейную стрельбу.

Учитывая это, работа эсминцев у побережья оказалась даже еще более

напряженной. Можно только удивляться, как люди и корабли выдержали это.

История продолжилась 1 июня, когда немцы нанесли мощнейший удар по судам,

сочетая его с наступлением на суше. Были потоплены эсминцы ?Кейт? и

?Базилиск?, поврежденные ?Айвенго? и ?Вустер? сумели доковылять до дома.

Мощь воздушных атак была такой, что, начнись они раньше, операция ?Динамо?

была бы сорвана. К счастью, гавань не была заблокирована потопленными судами,

и эвакуация продолжалась до 23.30 воскресенья 2 июня, когда капитан 1 ранга

Теннант передал по радио: ?Британский Экспедиционный Корпус эвакуирован?.

Оставалось лишь вывезти арьергарды. Хотя на берегу почти не осталось

британских солдат, 30000 французов еще сражались, и адмирал Рамсей решил

попытаться [111] спасти их ночью 3 июня. Снова ключевую роль сыграли эсминцы.

Несмотря на внезапное появление 40000 французских беженцев и полный хаос на

берегу, удалось вывезти 26000 человек. К несчастью, непредвиденное появление

40000 невооруженных французских солдат, которые скрывались во время

эвакуации, сделало невозможным эвакуацию отважно сражавшегося арьергарда

генерала Бартелеми. Места тех, кто до последней минуты сражался на периметре

вокруг Дюнкерка, заняли дезертиры.

Несмотря на сорванные в последние 2 дня планы Рамсея, предыдущая неделя

была просто чудом. Из 38 эсминцев, участвовавших в операции ?Динамо?, 16 были

старичками V и W (?Маккей?, ?Малькольм?, ?Монтроз?, ?Вэнкуишер?, ?Веномес?,

?Верити?, ?Вими?, ?Вивейшиес?, ?Уэйкфул?, ?Уайтхолл?, ?Уитшэд?, ?Уинчелси?,

?Виндзор?, ?Волфхаунд?, ?Уолси?, ?Вустер?). Если позднее 50 старых

американских эсминцев помогли восполнить потери, то какой бы стала ситуация в

критический момент, если бы в 30-х годах эти старики были бы списаны? Если бы к

1940 году не уцелели эсминцы типов V и W, нехватка кораблей этого класса могла

стать катастрофической. Эвакуация могла быть сорвана, и что гораздо хуже у флота

не осталось бы эсминцев для отражения планируемого Гитлером вторжения.

Все-таки есть на свете справедливость. Эти эсминцы не смогли проявить себя в

предыдущую войну, однако они совершили больше, чем от них ожидали в 1940 году,

как ветераны, вновь призванные под знамена.

Эсминцы V и W могут считать Дюнкерк своим звездным часом. Вся их деятельность

в ходе битвы за Атлантику не может сравниться с работой в мае июне 1940 года. За

9 дней они провели больше боев, чем за всю остальную жизнь. [112]

Флаг Святого Георгия. Английский флот во Второй мировой войне


 


 

Просмотров: 486 | Добавил: S@cRed | Теги: франция, экспедиция, Дюнкер | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2024